Кто знает о дислексии в России?
В начале этого года, в СМИ появилось искреннее интервью, одного из самых видных российских специалистов в области дислексии, Александра Николаевича Коренева.
Коренев А.Н. - кандидат медицинских наук, профессор кафедры общей психологии, автор книг "Дислексия и дисграфия у детей", "Методика раннего выявления дислексии", "Нарушение чтения и письма у детей" и др..
Впервые, специалист такого ранга, описывая проблему , делает акцент на то, что в России о дислексии слышали не многие и специалисты знают очень мало. Цитирую : "К сожалению, чаще всего ни учитель, ни логопед, ни психолог не умеют выявлять детей - дислексиков. Нам есть чему поучиться у западных коллег - на Западе проблему дислексии начали изучать еще в 30-х годах ХХ века. В настоящее время количество зарубежных публикаций о дислексии исчисляется миллионами, опубликованы тысячи монографий. А на русском языке можно найти всего лишь несколько десятков статей, существует несколько моих книг по этой проблеме, еще можно назвать 2-3 автора и все. Это практически капля в море."
Александр Николаевич , отмечает в своем интервью, что западными специалистами разработаны методики , определяющие как предрасположенность к дислексии, так и ее коррекции. Он не обошел своим вниманием тот факт, что в большинстве стран Европы существует система интегрированного обучения: дислексики с не тяжелой формой дислексии обучаются в обычных классах и параллельно занимаются со специалистом по коррекции.
Во многих развитых странах, в том числе и в Израиле, дислексики защищены законодательно. То есть, если права ребенка дислексика нарушаются, родители могут обратиться в суд и в праве потребовать исполнения закона. В России нет закона о специальном образовании для детей с проблемами обучения. Созданный 10 лет назад проект закона о специальном образовании, так и остался проектом. Детям с дислексией по прежнему не оказывают специальную помощь в рамках школы, они хуже чем их сверстники читают и пишут и в результате получают менее качественное образование , чем их одноклассники. Таким детям крайне трудно учиться и еще труднее, поступить после окончания школы в ВУЗ, кроме того их душевное состояние оставляет желать лучшего.
Дислексик , в рамках школьного обучения очень уязвим, он постоянно сталкивается с проблемой чтения, так-как это основа обучения, даже условие математических задач , начиная с начальной школы, описаны словами. Не удивительно, что очень часто у таких детей возникает сначала фобия (страх - авт.) чтения и если родители продолжают вовлекать ребенка в процесс чтения в принудительном порядке, то сначала эти дети просто ненавидят книги, а за тем это переходит в боязнь перед процессом обучения в целом и часто формируется фобия школы и различные поведенческие нарушения. Западная статистика на прямую связывает высокий процент дислексиков среди подростков-правонарушителей. Нерешенность этой проблемы вызывает у человека страх, тревогу и проблемы с самооценкой. Роль школьного изгоя , может оказать негативное влияние на всю последующую жизнь человека.
Еще одним важным моментом данного интервью является то, что маститый ученный замечает, что в России традиционно детьми с нарушениями чтения и письма занимаются только логопеды (на Западе это специалисты , владеющие специальными методиками в содружестве с психологами).Профессор отмечает, что к сожалению , когда в России начали разрабатывать программы для подготовки в ВУЗах, в них не была включена необходимая информация о дислексии. В связи с этим , все , что связано с патологией такого типа не представленно в этих программах и о дислексии психологи, логопелы и учителя , чаще всего просто не знают.Коррекционная работа с дислексией, говорит профессор Коренев А.Н.- это абсолютно не освоенная область, специалистов владеющих методиками помощи детям с дислексией , можно буквально пересчитать по пальцам.
Добавлено: 2010-06-17 10:55:39