Дислексия
Изданное в 1989 году, еще в Cоветские времена, учебное пособие для педагогических ВУЗов называет дислексию специфическим типом неполного нарушения способности к чтению, которое вызвано отклонениями в психическом функционировании и проявляется в виде повторяющихся устойчивых ошибок. Кроме того, этот же учебник утверждал, что дислексией обыкновенно страдают дети с задержкой умственного и психического развития, с серьезными дефектами речи и слуха, а также минимальной мозговой дисфункцией (ММД).
В настоящее время дети с теми или иными симптомами дислексии сталкиваются с оскорбительными обвинениями в «отсталости» едва ли не с детского сада. Почему ребенку с таким диагнозом (нередко способному в разных областях умственной деятельности, не связанных с чтением), трудно проявить свое весьма неординарное мышление и приходится сталкиваться со столь негативным отношением окружающих? Ведь он вполне может оказаться более состоятельным в нешаблонных решениях, чем его одногодки, лучше развитым физически и эстетически, иметь задатки полиглота и способности к анализу. Согласитесь, что мало кому известно, что и Альберт Эйнштейн страдал от дислексии и дисграфии, однако это не помешало его неординарному мышлению однажды за какие-то десять секунд сгенерировать гениальную идею "Теории относительности"!
Что такое дислексия на самом деле?
1. Люди с дислексией могут использовать способность своего мозга для изменения или создания восприятия.
2. Люди с проявлениемя дислексии распознают окружающую их обстановку в более высокой резолюции.
3. У них хорошо развита любознательность, и проявляется это ярче, чем у обычных людей.
4. Человек с дислексией мыслит, в основном, образами, картинками, а не словами.
5. У дислектика высоко развиты интуиция и проницательность.
6. Они думают и воспринимают в многомерном измерении (используя все органы чувств).
7. Дислектик воспринимает мысль как реальность.
8. Более яркое, нестандарное воображение обычно свойственно человеку с проявлениями дислексии.
Эти восемь базисных особенностей и способностей, если они не подавлены, не ликвидированы или не разрушены родителями и их воспитательным процессом, могут в дальнейшем, по ходу развития и взросления, дать два важных качества: интеллект выше среднего уровня и чрезвычайно высоко развитые творческие способности. Близкие и родные люди, находящиеся рядом с ребенком-дислектиком, должны помнить, что из этого может зародиться настоящий дар дислексии - дар мастерства.
Слово «Дислексия» в вольном переводе с древнегреческого обозначает «плохая речь», или на языке обывателя - некое нарушение способности читать. Часто такое нарушение именуют «матерью» разных видов неспособности к обучению.
США имеет в данном вопросе свой отдельный опыт, и там за последние десятилетия сложился свой, особый подход к проблеме дислексии. В конце 20-х годов доктор Сэмюель Тори Ортон дал дислексии альтернативное определение – «перекрёстная латерализация мозга». Ортон считал, что при этом заболевании правое и левое полушария головного мозга как бы «меняются» ролями - т.е. каждое из них делает работу за другого. Однако позднее, он изменил свою гипотезу и дал другое определение дислексии – «смешанная доминантность полушарий». Время шло, и теории, поясняющие явление дислексии, сменяли одна другую.
В 1980-е годы американский исследователь, талантливый архитектор и инженер Рональд Д.Дейвис (сам с детства страдавший от тяжелой формы дислексии) использовал данное понятие, чтобы описать более широкие аспекты проблем обучения, которые были разбиты им по группам и категориям.
С точки зрения Рональда Дейвиса, дислексия - это обобщающий термин, основа для многих других типов нарушений в обучении, например, дисграфии, дискалькулии или СДВ и СДВГ (Синдром дефицита внимания без гиперактивности и с гиперактивностью) и др. Он дал этому следующее объяснение: в норме обычный человек мыслит «словами», т.е. вербально, но есть люди, которые думают «образами». Мозг людей, воспринимающий информацию по второму типу (визуально), реагирует на любой символ (будь то отдельный знак, буква или целое слово), как на раздражитель, и наиболее ярко это проявляется, обычно, в самом начале обучения и особенно заметно при приобретении основополагающих навыков обучения в чтении и письме.
Как только дети, «думающие картинками», видят вербальный (словесный) символ, их мозг дезориентируется. Иными словами, человек страдающий дислексией и дисграфией при виде слова, образ которого, ввиду его особого восприятия, отсутствует (например, при виде слов: "перед", "через", "над", "после" и т.п.), впадает в такое состояние, когда текст перестает быть понятным. В этот момент его мозг находится в состоянии дезориентации, восприятие символов сильно искажается и процесс чтения или письма становится трудновыполнимой задачей.
Именно поэтому Дейвис дал такое определение дислексии: "Дислексия является продуктом мышления и специфической реакции на «ощущение спутанности сознания". Важно в максимально раннем возрасте выявить наличие таких состояний, оказать поддержку ребенку и успеть исправить проблему на самых ранних стадиях обучения - в этом случае дислексия не помешает научиться читать и писать. В смысле интеллекта дети с признаками дислексии абсолютно полноценны. Сегодня известно множество примеров того, как люди с дислексией (Эйнштейн, Томас Эдисон, Форд и другие), проявляя свое нешаблонное мышление, делали крупные открытия и изобретения.
Метод Дейвиса уникален еще и тем, что его создатель с детства сам страдал от тяжелой формы дислексии, благодаря чему, создавая данный метод, он базировался на очень специфических приемах обучения как детей, так и взрослых. Вероятно, именно поэтому метод Дейвиса показывает хорошие результаты и в рамках очень непродолжительного времени помогает вернуть людям с проявлениями дислексии уверенность в своих силах.
Более чем за 30 лет существования метода Рональда Д. Дейвиса статистика показала, что 97% людей это помогло однозначно!
Мы, последователи и специалисты в коррекции дислексии и в других проблемах с обучением, считаем, что коррекцией дислексии должны заниматься лицензированные специалисты, владеющие методом Рональда Д. Дейвиса.