Дислексия и дисграфия
Рональд Дейвис в своем описании метода коррекции дислексии использует понятие «дислексия» как некий базисный термин при описании разных проблем, связанных с обучаемостью. Одним из типичных симптомов дислексии и ее аспектов является дисграфия - нарушение, возникающее при овладении навыками правописания и выражающееся в затрудненном обучении письму и чтению при прочих нормальных параметрах умственного развития.
С точки зрения конвенционального, "старого" подхода к данному нарушению имеются следующие симптомы дисграфии.
- Ошибки, связанные с нарушением формирования психических функций мозга, аудических проблем, например: способность различать фонемы на слух и при произношении, способность анализировать предложение, разбор по составу слов, способность понимать лексическо-грамматический строй речи. Существуют также ошибки, возникающие при нарушении элементарных функций мозга, но они не ведут к дисграфии.
- Ошибки при дисграфии сходны с ошибками физиологическими, однако при дисграфии их существенно больше, и они имеют устойчивый, повторяющийся характер, а многочисленнные упражнения и тренировки практически не влияют на улучшение грамотности. Такого рода ошибки могут сопровождать человека всю его жизнь.
- Ошибки у школьников могут быть и при педагогической запущенности, т.е. неправильном воспитании или преподавании, и при нарушении у ребенка внимания, т.е. при СДВ или СДВГ. Однако, эти ошибки никак не связаны с нарушением формирования высших психических функций, а это, в свою очередь, не влияет на возникновение дисграфии.
- Дисграфия особенно ярко проявляется на письме с так называемой фонематической стороны. Дети дислектики могут писать «што» вместо «что», «шол» вместо «шёл». Обычные орфографические ошибки наблюдаются у ребенка в рамках возрастной нормы. Ошибки типа «карова» вместо «корова» имеют минорный характер.
Дисграфические ошибки особенно ярко начинают проявляться с началом обучения в школе, для детей дошкольного возраста они считаются физиологическими.
Для установления наличия дисграфии как независимого нарушения, необходимо проверить и исключить всевозможные неврологические дисфункции, такие как: расстройства слуха, расстройства, связанные с двигательными или речевыми функциями и, конечно же, убедиться в отсутствии зрительных патологий, т.е. как минимум проверить зрение.
Исходя из нашего практического опыта, чаще всего дисграфия и дислексия присутствуют вместе, но иногда они могут наблюдаться и отдельно друг от друга. Дисграфия приводит к проблемам при письме, нарушает фонетический принцип написания, при этом почерк приобретает неровный, "прыгающий" вид (буквы могут иметь разный размер), почерк может быть как очень крупный, так и бисерно-мелкий. При этом, и в том и другом случае, обычно пропадает наклон, появляются многочисленные специфические, так называемые «глупые ошибки», отсутствуют нужные буквы, либо дописываются лишние палочки, искажается графическое написание слова, его грамматическая форма и т.д.). В конечном итоге, все это приводит к тому, что деформируется как смысл, так и звучание и вид слов.
Опираясь на предлагаемую методику коррекции и особенный подход к лечению дислексии, мы пришли к выводу, что все ее проявления являются следствием дезориентации. В качестве доказательства этого вывода можно привести тот факт, что в этом состоянии люди видят не одно изображение слова, а сразу несколько. Оно «наблюдается» человеком с дислексией не только в обычном виде, но и в «зеркальном» отображении, перевернутым и даже в 3D, т.е. как бы плавающим в пространстве - количество вариаций беспредельно.
Научить человека с дислексией и дисграфией соблюдать орфографические правила - дело весьма трудное. Просто «заучить» эти правила нельзя, поскольку практически в любом языке они содержат большое количество исключений. Часто в этом не может помочь даже хорошее формальное знание правописания – дислектик или дисграфик может отлично знать какое-либо правило, но при этом просто не заметить, что оно нарушено в данном конкретном случае. Любой письменный экзамен или диктант становится сущей пыткой, которая приводит к эмоциональным травмам и многочисленным психологическим срывам и комплексам. Вот почему "отлынивание" ребенка от письменных работ должно стать первым сигналом о наличии дислексии или дисграфии.