РОССИЯ:
+7 985-769-6784

УКРАИНА:
+380 97-412-3395

ИЗРАИЛЬ:
+972 54-991-7180

АЗЕРБАЙДЖАН:
+994 55-777-2424

 

 

X
Записаться на онлайн консультацию

Дислексия и дисграфия

Рональд Дейвис в своем описании метода коррекции дислексии использует понятие «дислексия» как некий базисный термин при описании разных проблем, связанных с обучаемостью. Одним из типичных симптомов дислексии и ее аспектов является дисграфия - нарушение, возникающее при овладении навыками правописания и выражающееся в затрудненном обучении письму и чтению при прочих нормальных параметрах умственного развития.

С точки зрения конвенционального, "старого" подхода к данному нарушению имеются следующие симптомы дисграфии.

  • Ошибки, связанные с нарушением формирования психических функций мозга, аудических проблем, например: способность различать фонемы на слух и при произношении, способность анализировать предложение, разбор по составу слов, способность понимать лексическо-грамматический строй речи. Существуют также ошибки, возникающие при нарушении элементарных функций мозга, но они не ведут к дисграфии.
  • Ошибки при дисграфии сходны с ошибками физиологическими, однако при дисграфии их существенно больше, и они имеют устойчивый, повторяющийся характер, а многочисленнные упражнения и тренировки практически не влияют на улучшение грамотности. Такого рода ошибки могут сопровождать человека всю его жизнь.
  • Ошибки у школьников могут быть и при педагогической запущенности, т.е. неправильном воспитании или преподавании, и при нарушении у ребенка внимания, т.е. при СДВ или СДВГ. Однако, эти ошибки никак не связаны с нарушением формирования высших психических функций, а это, в свою очередь, не влияет на возникновение дисграфии.
  • Дисграфия особенно ярко проявляется на письме с так называемой фонематической стороны. Дети дислектики могут писать «што» вместо «что», «шол» вместо «шёл». Обычные орфографические ошибки наблюдаются у ребенка в рамках возрастной нормы. Ошибки типа «карова» вместо «корова» имеют минорный характер.

Дисграфические ошибки особенно ярко начинают проявляться с началом обучения в школе, для детей  дошкольного возраста они считаются физиологическими.

Для установления наличия дисграфии как независимого нарушения, необходимо проверить и исключить всевозможные неврологические дисфункции, такие как: расстройства слуха, расстройства, связанные с двигательными или речевыми функциями и, конечно же, убедиться в отсутствии зрительных патологий, т.е. как минимум проверить зрение.

Исходя из нашего практического опыта, чаще всего дисграфия и дислексия присутствуют вместе, но иногда они могут наблюдаться и отдельно друг от друга. Дисграфия приводит к проблемам при письме, нарушает фонетический принцип написания, при этом почерк приобретает неровный, "прыгающий" вид (буквы могут иметь разный размер), почерк может быть как очень крупный, так и бисерно-мелкий. При этом, и в том и другом случае, обычно пропадает наклон, появляются многочисленные специфические, так называемые «глупые ошибки», отсутствуют нужные буквы, либо дописываются лишние палочки, искажается графическое написание слова, его грамматическая форма и т.д.). В конечном итоге, все это приводит к тому, что деформируется как смысл, так и звучание и вид слов.

Опираясь на предлагаемую методику коррекции и особенный подход к лечению дислексии, мы пришли к выводу, что все ее проявления являются следствием дезориентации. В качестве доказательства этого вывода можно привести тот факт, что в этом состоянии люди видят не одно изображение слова, а сразу несколько. Оно «наблюдается» человеком с дислексией не только в обычном виде, но и в «зеркальном» отображении, перевернутым и даже в 3D, т.е. как бы плавающим в пространстве - количество вариаций беспредельно.

Научить человека с дислексией и дисграфией соблюдать орфографические правила - дело весьма трудное. Просто «заучить» эти правила нельзя, поскольку практически в любом языке они содержат большое количество исключений. Часто в этом не может помочь даже хорошее формальное знание правописания – дислектик или дисграфик может отлично знать какое-либо правило, но при этом просто не заметить, что оно нарушено в данном конкретном случае. Любой письменный экзамен или диктант становится сущей пыткой, которая приводит к эмоциональным травмам и многочисленным психологическим срывам и комплексам. Вот почему "отлынивание" ребенка от письменных работ должно стать первым сигналом о наличии дислексии или дисграфии.

Записаться на онлайн консультацию

Менеджер свяжется с вами в ближайшее время

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Статьи

Шпаргалка для учителя, который сталкивае…

1. Он не тупой и не ленивый. Да, такой ребенок действительно многое забывает, он ничего не делает вам назло, он не специально такой подвижный, наглый или высокомерный. 2. Утверждение, что...

Подробнее

Возможность ранней диагностики дислексии

Мне часто задают вопрос: в чем преимущества метода Дейвиса перед другими методами? Как специалисту мне известен ряд преимуществ, но остановиться я хочу на одном из самых важных: РАННЕЙ ДИАГНОСТИКЕ ДИСЛЕКСИИ...

Подробнее

Рассуждения о русском языке как о школьн…

Сфера нашей деятельности очень специфическая: центр DARON занимается коррекцией дислексии, дисграфии и других учебных проблем. Поскольку, согласно определению, дислексия это избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма...

Подробнее
Все статьи