РОССИЯ:
+7 985-769-6784

УКРАИНА:
+380 97-412-3395

ИЗРАИЛЬ:
+972 54-991-7180

АЗЕРБАЙДЖАН:
+994 55-777-2424

 

 

X
Записаться на онлайн консультацию

Рассуждения о русском языке как о школьном предмете

Сфера нашей деятельности очень специфическая: центр DARON занимается коррекцией дислексии, дисграфии и других учебных проблем. Поскольку, согласно определению, дислексия это избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма, при сохранной общей способности к обучению и, несмотря на то, что метод Дейвиса зародился в Америке, работая на территории России и стран бывшего СНГ, мы, конечно же, имеем дело с русским языком и его законами.

Когда в последний раз вы интересовались у своего ребёнка, является ли «русский язык» его любимым предметом в школе? К сожалению, даже дети без каких-либо проблем редко называют этот предмет любимым.
Мои коллеги часто жалуются на сложную программу, а дети - на диктанты, правила, схемы и большой объем домашних заданий. Мне всегда казалось, что программа русского языка, по которой учились наши бабушки и дедушки, родители и мы сами, мало чем отличается от сегодняшней. Однако, современные школьники, что подтверждают и мои коллеги - педагоги и специалисты образования, стали безграмотнее.

Речь здорового ребёнка без неврологических проблем формируется примерно к двум-трем годам, а к семи годам он должен говорить на уровне взрослого человека. Однако даже освоив азы чтения перед школой, в первом классе ребёнок сталкивается с тем, что большинство слов в русском языке пишутся не так, как слышатся. С этого момента, школьник как бы попадает в "царство" русского языка как школьного предмета, а там родной язык становится для него почти иностранным.

Современные школьные учебники русского языка для начальной школы построены с упором на фонетический подход в его изучении: транскрипции, схемы, фонетический разбор слов. Родители жалуются, что будучи вполне грамотными людьми (в их время фонетике русского языка уделялось в 5 классе около одной четверти), теперь не могут помочь своему ребенку в выполнении домашних заданий. Мы все учили правила правописания, но кто из нас сейчас помнит их? В лучшем случае - правило о «жи-ши». Все правила создавали люди, передавали их из уст в уста, а позже требовали их выполнения. Ну разве это не забавно? Зато я помню словарики, куда мы записывали словарные слова, практически на каждом уроке русского языка проводились словарные диктанты, каждую неделю - изложения, а в старших классах сочинения на нескольких листах. Главным принципом формирования грамотности в прежней системе изучения русского языка было запоминание образа слова. Читающий ребенок уже умеет переводить буквы в звуки, часто запоминая слово как образ. А дети с дислексией могут воспринимать слово только, как картинку, поэтому слова не имеющие образа и вызывают у них затруднения в чтении.
Что же такое врожденная грамотность, которая вызывает восхищение у окружающих? Это собственно, хорошая зрительная память, отсутствие таких проблем, как дислексия и большой опыт чтения литературы. Невозможно развить грамотность без запоминания образа слова, а этот опыт приходит в процессе тренировки навыка чтения, как любого другого.

Вот проверьте себя! Когда вы пишете слово, в котором не очень уверены, как вы поступаете?

  • Пишете, как вам кажется, с ошибкой?
  • Заменяете букву, в которой сомневаетесь, если вам не нравится вид слова?
  • Делаете синтаксический разбор, вспоминаете правило, выделяете корень, суффикс, окончание?

Думаю, что ни один из вас не идет по третьему пути. Конечно, существует возможность проверить орфографию про помощи всевозможных компьютерных программ. Я до сих пор использую правило, усвоенное в старших классах: если сомневаюсь, как пишется слово, то заменяю его синонимом или ищу проверочное слово.

Помню хорошо, что когда я только приступила к изучению иврита, была искренне удивлена тому, что в словах этого языка отсутствуют гласные буквы. На мой вопрос как же узнать, какой звук находится между двумя согласными, и как он будет звучать - «Э» или «О», мне отвечали: «Просто запомни». Кстати, в изучении иностранных языков в школе применяется такой же подход. Многие люди пишут грамотно, основываясь на выработанных ассоциациях и доведенных до автоматизма знаниях правил, а собственно, формулировку правила мало кто помнит. Я сама, при написании глаголов «ТСЯ» или «ТЬСЯ», автоматически задаю себе вопросы «Что делает?» или «Что делать?», тем самым выясняя, где ставить мягкий знак, а где нет.

На мой взгляд, современный подход преподавания русского языка в школьной программе имеет один глобальный минус: он не гарантирует развитие речи, а ведь именно хорошо развитая речь имеет важное значение в социальной жизни человека: общение, построение отношений, карьера. Успешность человека напрямую зависит от умения говорить, убеждать, аргументировать.

Когда-то российские ученые-словесники: Ф.И.Буслаев, К.Д.Ушинский, В.П.Шереметевский ставили на первое место не грамматику, а правильно развитую речь, основанную на богатстве русского языка. К сожалению, сегодня мы видим, что преподавание русского языка в школе ограничивается практически грамматикой, канули в лету конкурсные сочинения на 10-12 листах с подробным изложением характеров героев, анализа позиции автора и собственного отношения к произведению. Удручает то, что современные дети говорят на обедненном русском языке, из смеси бытовых фраз, американизмов и сленга. Может это и эволюция, но мне она не импонирует.

А что думаете вы по данному поводу?

Возможно вам будет интересно почитать другие статьи о русском языке, опубликованные на странице центра DARON.