РОССИЯ:
+7 985-769-6784

УКРАИНА:
+380 97-412-3395

ИЗРАИЛЬ:
+972 54-991-7180

АЗЕРБАЙДЖАН:
+994 55-777-2424

 

 

X
Записаться на онлайн консультацию

Генри Форд

Генри Форд - американский промышленник, один из основателей автомобильной промышленности США. Создал первый автомобиль с 4-х тактным двигателем внутреннего сгорания. В 1903 основал "Форд мотор", которая впоследствии стала одной из крупнейших в мире автомобильных компаний. На своих заводах широко внедрял стандартизацию и ввёл конвейерную сборку. Свои представления об организации труда и производства изложил в произведениях "Моя жизнь и работа", "Сегодня и завтра", "Движение вперёд".

В молодости Генри Форд зарабатывал на жизнь как мог: он ремонтировал паровые двигатели, подрабатывал на фабрике в Детройте, помогал отцу содержать ферму и все это одновременно. Женившись в 25 лет, Форд, дабы его семья не испытывала нужды, сразу же обзавелся лесопилкой. В 1891 году он становится инженером электрической компании знаменитого изобретателя Томаса Эдисона, где спустя пару лет достигает должности главного инженера. Теперь у него появились и деньги, и время, которые можно потратить на хобби - эксперименты с двигателями внутреннего сгорания. Кроме того, Форд неожиданно осознал, что его будущее должно быть неразрывно связано с промышленностью. В 1896-м Форд построил автомобиль собственной конструкции, дав ему название Quadricycle, и, продав его первому, кто предложил разумные деньги, на вырученные средства собрал вторую, усовершенствованную машину.

Дважды его попытки организовать предприятие по производству автомобилей заканчивались неудачей. Наконец, найдя заинтересованных людей, Генри Форд в июле 1903 года зарегистрировал компанию Ford Motor Company с уставным капиталом в $ 100 000. Сам Форд занял в ней пост вице-президента и главного инженера. Производственный процесс имел просто доисторический вид: в помещении стояли несколько стапелей, на которых рабочие собирали машину из не взаимозаменяемых деталей. Несмотря на мизерные объемы выпуска, Форд решает организовать экспорт, и уже в декабре первая партия автомобилей прибыла в Великобританию. В 1907 году заработало представительство в России, а в 1908-м состоялся пуск первого дочернего предприятия в Старом Свете. Располагалось оно опять-таки в Англии.

Конечно, конкуренты не раз порывались прикрыть лавочку Форда, а в 1908 году на него основательно "наехала" детройтская Ассоциация автопроизводителей. "Выскочку" поставили перед жестким выбором: либо присоединиться к Ассоциации, либо свернуть выпуск машин. Форд отказался, на него подали в суд и выиграли дело. Строптивый одиночка решению суда не подчинился, но, затянув процесс, к 1911 заработал достаточно денег, чтобы покинуть зал суда победителем.

Судиться Форду приходилось часто, и каждая тяжба становилась событием, подробности которого смаковала пресса: белая и желтая. В 1916 году произошел бунт акционеров во главе с братьями Додж, недовольных тем, что прибыли шли на развитие производства, а не на выплату дивидендов. Началось судебное разбирательство, а когда Форд понял, что процесс проигран, он ушел в отставку. Хитро ушел, передав управление своему сыну Эдселу, а сам спешно занялся скупкой акций. За 100-долларовую акцию он платил по $12 500(!), деньги по тем временам огромные, и очень скоро к имевшимся в его распоряжении 51% капитала добавил остальные 49%. Акционеров как таковых не осталось, а с ними исчезла и проблема с дивидендами.

Генри Форд был уверен в том, что рядовому американцу нужен недорогой, простой в устройстве и надежный автомобиль. И он дал американцам такой автомобиль. Ford T появился в 1908 году, а к 1918-му эти машины составляли более половины национального парка. Второе заключение, сделанное Фордом, состояло в том, что необходимо выпускать много - тысячи, сотни тысяч - дешевых автомобилей, а не сотни дорогих, только так можно сколотить состояние. В 1910 году Ford Motor Co. открыла ультрасовременный завод в Хайленд Парке, штат Мичиган, где практиковались передовые методы организации производства: разделение труда, стандартизация и взаимозаменяемость абсолютно всех деталей, узлов и агрегатов и сборка без подгонки деталей на месте. Здесь же в 1913 году заработал первый в мире конвейер, произведший в промышленности настоящий переворот.

Модель T превратила Ford Motor Co. в крупнейшую на планете автомобильную компанию. Завод в Хайленд Парке стал маловат, тогда в местечке Руж Ривер, под Дирборном, начиналось строительство "предприятия-государства". К сентябрю 1927 года Руж Ривер представлял собой гигантский комплекс, включавший все производства, необходимые для получения автомобиля как конечного продукта. Генри Форд выполнил новую сверхзадачу - сделать корпорацию максимально автономной, не зависящей ни от каких смежников. В Руж Ривер располагались почти все производства. Сюда по Большим озерам и по железной дороге доставлялась руда и уголь из шахт, принадлежавших Форду. Строительство комплекса обошлось в $267 миллионов, а число рабочих мест достигало 81 000. Тогда же в джунглях Бразилии появился город-завод Фордландия, где для нужд корпорации производилась резина и покрышки.

Генри Форд не боялся сотрудничества с Советским Союзом. 31 мая 1929 года он подписал с советскими представителями договор о технической помощи в строительстве завода в Нижнем Новгороде. Также Форд передавал лицензию на производство модели Ford А и обязался поставлять комплектующие для нее на срок до мая 1933-го.

Но как бы ни было хорошо "железо", работать с ним приходится обычным людям. Форд отлично знал, что стабильность и достаток в рабочей среде означает стабильность и процветание корпорации. В январе 1914 года он объявил о повышении минимальной ежедневной оплаты труда до пяти долларов, что повергло конкурентов в шок. Например, на General Motors рабочие получали в сутки $2.5. Но и здесь не обошлось без подводных камней: на самом деле, эти $5 состояли из двух равных частей - жалованья и "доли прибыли". Причем "долю" получали только те рабочие, которые соответствовали особым "стандартам эффективности", и чьи кандидатуры были одобрены социальным департаментом корпорации. Этот самый социальный департамент отслеживал все происходившее на предприятии и беспардонно вмешивался в личную жизнь рабочих и сотрудников. Достаточно сказать, что в его штат входили сотни информаторов. В ответ на обвинения в ущемлении прав граждан Генри Форд говорил, что эти "маленькие неудобства" - плата за высокие доходы рабочих. Демократией там действительно и не пахло, существовала лишь свобода выбора: подчиниться либо быть уволенным с хорошей работы.

Как бы то ни было, но следующие десять лет попасть на один из фордовских заводов стало мечтой многих американцев. В ожидании места приходилось месяцами стоять (то есть числиться) в очереди. Для иммигрантов оказаться у конвейера означало конец мытарств и воплощение надежд на безоблачное будущее. К рабочим Форд относился по-отечески: для них он открыл образовательные программы, создал систему медицинского обслуживания, завел традицию коллективных пикников и обедов. Он учредил фонд своего имени, активы которого оцениваются сегодня в $6.6 миллиарда.

В период наивысшего расцвета Ford Motor Co., пришедшийся на середину двадцатых годов, на корпорацию работали 338 000 человек, а ежегодный объем продаж достигал нескольких миллиардов долларов. Однако ряд неоправданных шагов Генри Форда, ставший результатом его уверенности в непоколебимости своих позиций и собственной правоте, привел к падению престижа марки и снижению объемов производства. К 1931 году General Motors отодвинула Ford Motor Co. на второе место.

Тогда Форд прибег к непопулярным мерам, чем только усугубил положение. Заработная плата была урезана вдвое, вышел приказ о запрещении любого общения между рабочими у конвейера, и началась волна увольнений пожилых рабочих. Понятное дело - молодые могли трудиться с большей отдачей. Следствие последней меры относится к тому, что называется "смех сквозь слезы": в окрестностях Дирборна резко возросло потребление черной краски для волос, которой сотрудники закрашивали седину.

С 1919 года формальным президентом корпорации был сын Генри Форда, Эдсел Брайант. Даже являясь номинальной фигурой, он здорово помогал отцу, освобождая его от рутинной работы. В 1943-м году после смерти Эдсела восьмидесятилетнему Генри Форду пришлось вновь перебираться за президентский стол. И только по окончанию войны он передал дела своему внуку Генри Форду Второму. А 7 апреля 1947 года короля не стало.

Говорят, одной из последних, но уже не осуществившихся идей Форда была покупка некоего завода в Германии. Тот завод выпускал забавные автомобильчики марки Volkswagen…

Назад к таблице известных дислектиков

Записаться на онлайн консультацию

Менеджер свяжется с вами в ближайшее время

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Статьи

Шпаргалка для учителя, который сталкивае…

1. Он не тупой и не ленивый. Да, такой ребенок действительно многое забывает, он ничего не делает вам назло, он не специально такой подвижный, наглый или высокомерный. 2. Утверждение, что...

Подробнее

Возможность ранней диагностики дислексии

Мне часто задают вопрос: в чем преимущества метода Дейвиса перед другими методами? Как специалисту мне известен ряд преимуществ, но остановиться я хочу на одном из самых важных: РАННЕЙ ДИАГНОСТИКЕ ДИСЛЕКСИИ...

Подробнее

Рассуждения о русском языке как о школьн…

Сфера нашей деятельности очень специфическая: центр DARON занимается коррекцией дислексии, дисграфии и других учебных проблем. Поскольку, согласно определению, дислексия это избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма...

Подробнее
Все статьи