Дислексию часто путают с неспособностью к обучению.
Сегодняшняя система просвещения в большинстве цивилизованных стран отвечает за распознавание дислексии, хотя у педагогов и школьных психологов нет необходимых знаний и возможности диагностировать столь непростую проблему. Сама система образования устроена так, что у дислектика нет никаких шансов успешно учиться. Как правило, проблема возникает уже в первом классе, при обучении чтению и письму. Иногда, внимательные мамы, обращают внимание на не типичное восприятие мира ребенком и некие бытовые проблемы еще в детском саду и тогда ведут своего малыша на обследование.
Для полноценного обучения и усвоения учебного материала ребенку не достаточно просто овладеть письмом, необходимо, чтобы зрительное восприятие букв или другой знаковой системы также были в норме, но именно это зачастую не подвластно дислектику - ведь они единственные отличаются трехмерным восприятием. Ситуация осложняется еще и тем, что в школе ребенок должен правильно улавливать определенные звуки и представлять их в виде знаков (букв), но если у ребенка дислексия, то ситуация становится тупиковой. Искажение одного-двух звуков меняет смысл слова или придает ему другое содержание. Вот несколько примеров : "балка -палка", "тень - день", "дочка - точка" , "Сашка - чашка ". Возможно, вы уже забыли, как это было, когда вы учились читать. Большинство людей, умеющие читать достаточно хорошо, делают это автоматически, не осознавая того, какое большое число операций совершает их разум. Многие ученные считают, что чтение является наиболее сложной функцией, выполнение которой, мы требуем от нашего мозга.
Зафиксированный на сегодняшний день факт хороших способностей к рисованию у многих детей с дисграфией и дислексией, известные ученные объясняют анатомическими особенностями центральной нервной системы. Некоторые объясняют это более "древней" автоматизированной областью правого полушария, которая никоим образом не изменена. Другими словами этим детям , как и в древности легче объясняться с помощью рисунка (вспомните о наскальной живописи, изображения целых историй на глиняной посуде и т.п.)
Есть еще один очень важный фактор являющийся помехой в учебе дислектика - концентрация внимания. Многие родители обращают внимание на постоянные жалобы ребенка на головные боли. Для правильного восприятия прочитанного материала ребенок с дислексией перечитывает по многу раз одну и ту же строку и связанное с этим напряжение действительно вызывает головную боль. Для людей с дислексией существует четкая разница между понятием "сконцентрироваться" и "обратить внимание". Обратить внимание на что-то интересное - это удовольствие. Сконцентрироваться на чем-то, что угрожает вашей жизни, совсем никакого удовольствия не представляет. Фактически, это очень сильное напряжение. Для человека с дислексией и дисграфией неспособность читать и писать часто кажется жизнеопасным явлением.
Проблемы с учебой свзанные с дислексией не вписываются в общепринятые нормы, отсюда - повышенная чувствительность, раздражительность, иногда даже агрессия и конечно же неуверенность в себе. Как следствие, низкие достижения в учебе, несмотря на хороший умственный потенциал. Специалисты в области дислексии знают , что дети дислектики растут с чувством собственной ущербности, считаю себя хуже других и крайне низко оценивают свои способности. Учителя, соученики, а зачастую и родители своим поведением только укрепляют ребенка в этих мыслях. Дети и взрослые страдающие дислексией и различными формами ее проявления (дисграфией, дискалькулией, диспраксией и СДВ), нуждаются в помощи специалистов владеющих специальными методиками коррекции, так как дислексия не может быть преодолена обычными школьными и логопедическими методами.
Добавлено: 2009-08-25 08:22:18