РОССИЯ:
+7 985-769-6784

УКРАИНА:
+380 97-412-3395

ИЗРАИЛЬ:
+972 54-991-7180

АЗЕРБАЙДЖАН:
+994 55-777-2424

 

 

X
Записаться на онлайн консультацию

ТАЙНА МОТИВАЦИИ ПРИ СДВГ РАЗГАДАНА

Почему дети и взрослые с СДВ (СДВГ) обладают сильной мотивацией и исполнительной функцией для выполнения одних задач и никогда не находят когнитивной искры для выполнения других?
Несмотря на множество различий между детьми и взрослыми с Синдромом дефицита внимания (и гиперактивностью), практически, все они имеют сходство. Вопреки тому, что у них есть значительные хронические трудности с организацией и началом выполнения многих задач, сосредоточением внимания, поддержанием собственных усилий и использованием краткосрочной памяти, все они, как правило, имеют, по крайней мере, несколько конкретных действий или задач, для которых им не трудно функционировать.

Непоследовательность в мотивации и производительности – самый загадочный аспект СДВГ. Казалось бы, что те, кто может проявлять сильную мотивацию и очень хорошо сосредотачиваться на некоторых задачах, должны быть в состоянии делать то же самое для большинства других задач, являющихся для них важными. Нам кажется, что это похоже на простую проблему отсутствия силы воли. Если вы можете сделать это, почему же вы не можете сделать другое, подчас, более важное для вас? Однако СДВГ – это не вопрос силы воли. Это проблема динамики химического состава мозга.

Взрослым моим читателям я объясню, что значит иметь СДВГ, определив это, как «эректильная дисфункция» ума. Если задача, с которой сталкивается человек с СДВГ, его «заводит», если это, действительно, ему интересно, он готов это выполнить. Но если задача не является чем-то для него интересным и не «заводит» его, он не может найти в себе сил для начала действия и выполнения ее. И не имеет значения, сколько бы вы не говорили ему (или он сам говорил бы себе) - Нужно сделать! Это просто не сила воли!

Недавние исследования предлагают убедительные доказательства этого. Когда люди с СДВГ сталкиваются с задачей, которая им, действительно, интересна (и не, потому что им кто-то это сказал), а потому что она занимает их в определенный момент, это восприятие (сознательное или бессознательное) меняет химический состав мозга мгновенно. И этот процесс не может находиться под контролем.

Предположение о «силе воли» основаны на двух фундаментальных неверных представлениях о том, как работает человеческий мозг. Это предположение игнорирует сложную и мощную роль бессознательных эмоций в процессах мотивации мозга и не признает критической важности рабочей памяти для определения приоритетов задач момент за моментом.

Возьму для примера следующее сравнение: поиск информации в ГУГЛе и мотивацию любого человека. Помимо очевидного различия в объеме информационной базы данных, существует различие также в процессе определения релевантности и приоритета в таком поиске. Очевидно, что ГУГЛ расставляет приоритеты на основе релевантности явного содержания и частоты запросов. Первичная же основа, на которой люди отдают приоритет информации – это эмоции. Они связаны с сознательными и бессознательными воспоминаниями, активируемыми мыслями и представлениями человека в любой данный момент.

В конце прошлого века нейробиолог Джозеф Леду подчеркивал огромное значение эмоций в когнитивном функционировании мозга. Он утверждал, что, в основном, именно бессознательные эмоции являются мощными и критически важными мотивами человеческих мыслей и действий. Это понимание важной роли эмоций во всех аспектах мотивации и поведения человека, к сожалению, не было принято во внимание для осознания «странного» поведения людей с СДВГ.

Эмоции (и положительные, и отрицательные) играют решающую роль в управляющих функциях. Это и инициирование, и определение приоритетов задач, поддержание или изменение интереса, или усилий, удержание мыслей в активной памяти и решение избегать задачи или ситуации. Вот и получается, что в то время как ГУГЛ отвечает на запросы, вводимые в поисковую систему, наш мозг реагирует на качество и интенсивность эмоций, связанных с соответствующими воспоминаниями.

Мы ошибочно думаем, что эмоции включают только осознанные чувства, ограниченные ощущениями печали, радости, гнева, удовольствия и т.д., которые человек осознает и обычно способен идентифицировать. Но нейробиология утверждает, что сознательные чувства – это лишь небольшая часть разнообразного диапазона эмоций, которые «работают» в человеке, чтобы мотивировать управляющие функции. Часто эти бессознательные эмоции конфликтуют и заставляют нас действовать таким образом, который несовместим с нашими признанными сознательными намерениями. Такое скрытое течение противоречивых эмоций часто связано с нашей неспособностью выполнять то, что нам кажется, мы хотим выполнять или участвовать в том, что, как мы считаем, мы бы участвовать не хотели.

Вы ловили себя на том, что иногда думаете о конкретной задаче, как о важной, искренне полагая, что хотите заняться ею немедленно, но не делаете этого? Что можете продолжать откладывать дело, занимаясь чем-то не столь важным, или вообще активно ищете что-то отвлекающее – поболтать с друзьями, посидеть в Инете, отправиться спать? Именно эти противоречия показывают, что эмоции, которыми руководствуется наша мотивация, часто не полностью сознательны и противоречат друг другу. То есть на нас могут влиять эмоции, о которых мы не подозреваем.

Основным фактором, способствующим способности людей с СДВГ хорошо сосредотачиваться и эффективно использовать свои исполнительские функции при выполнении некоторых задач, при хронической неспособности адекватно сосредоточиться на большинстве других, является проблема нейронной передачи. В течение многих лет признавалось, что у людей с СДВГ наличествует хроническая тенденция к недостаточному высвобождению и перезагрузке нейромедиатора дофамина в синаптических соединениях нейронов в сетях, управляющих исполнительными функциями.

Исследования показали, что лечение стимулирующими препаратами улучшает эффективность нейронной коммуникации. Однако это не контролируется добровольно. Это происходит только для тех задач, к которым человек с СДВГ проявляет большой интерес и может быть вызвано тем, что конкретно эта деятельность приносит ему удовольствие или другие положительные эмоции в прошлом. Интерес также может усилиться, когда человек предполагает, что может произойти что-то неприятное, если задача не будет выполнена. Таким образом, ожидаемое удовольствие или страх, немедленно вызывает повышенное высвобождение дофамина и поддерживает его до тех пор, пока сохраняется повышенный интерес.

Второй фактор, влияющий на способность обращать внимание на одни задачи, но не на другие – это относительная слабость рабочей памяти, характерная для многих СДВГ-шников. Рабочая память необходима для того, чтобы всегда помнить об относительных приоритетах наших интересов.
Люди с большой памятью лучше справляются с любыми эмоциями. Соответственно, люди с СДВГ имеют больше трудностей в быстром соединении воедино различных воспоминаний, относящихся к выполнению или невыполнению задач. Они с меньшей вероятностью примут во внимание более широкую картину, частью которой является настоящий момент. Можно сказать, что они действуют, как наблюдающие за баскетболом через телескоп, не имея возможности увидеть все поле игры и учитывать факторы, влияющие на действия конкретного игрока.

С уважением,
Лора Закон
Руководитель Международного центра DARON
Методист Международной Ассоциации Дейвиса