РОССИЯ:
+7 985-769-6784

УКРАИНА:
+380 97-412-3395

ИЗРАИЛЬ:
+972 54-991-7180

АЗЕРБАЙДЖАН:
+994 55-777-2424

 

 

X
Записаться на онлайн консультацию

Страницы статьи

Рассуждения о русском языке как о школьном предмете

Сфера нашей деятельности очень специфическая: центр DARON занимается коррекцией дислексии, дисграфии и других учебных проблем. Поскольку, согласно определению, дислексия это избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма, при сохранной общей способности к обучению и, несмотря на то, что метод Дейвиса зародился в Америке, работая на территории России и стран бывшего СНГ, мы, конечно же, имеем дело с русским языком и его законами.

Когда в последний раз вы интересовались у своего ребёнка, является ли «русский язык» его любимым предметом в школе? К сожалению, даже дети без каких-либо проблем редко называют этот предмет любимым.
Мои коллеги часто жалуются на сложную программу, а дети - на диктанты, правила, схемы и большой объем домашних заданий. Мне всегда казалось, что программа русского языка, по которой учились наши бабушки и дедушки, родители и мы сами, мало чем отличается от сегодняшней. Однако, современные школьники, что подтверждают и мои коллеги - педагоги и специалисты образования, стали безграмотнее.

Речь здорового ребёнка без неврологических проблем формируется примерно к двум-трем годам, а к семи годам он должен говорить на уровне взрослого человека. Однако даже освоив азы чтения перед школой, в первом классе ребёнок сталкивается с тем, что большинство слов в русском языке пишутся не так, как слышатся. С этого момента, школьник как бы попадает в "царство" русского языка как школьного предмета, а там родной язык становится для него почти иностранным.

Современные школьные учебники русского языка для начальной школы построены с упором на фонетический подход в его изучении: транскрипции, схемы, фонетический разбор слов. Родители жалуются, что будучи вполне грамотными людьми (в их время фонетике русского языка уделялось в 5 классе около одной четверти), теперь не могут помочь своему ребенку в выполнении домашних заданий. Мы все учили правила правописания, но кто из нас сейчас помнит их? В лучшем случае - правило о «жи-ши». Все правила создавали люди, передавали их из уст в уста, а позже требовали их выполнения. Ну разве это не забавно? Зато я помню словарики, куда мы записывали словарные слова, практически на каждом уроке русского языка проводились словарные диктанты, каждую неделю - изложения, а в старших классах сочинения на нескольких листах. Главным принципом формирования грамотности в прежней системе изучения русского языка было запоминание образа слова. Читающий ребенок уже умеет переводить буквы в звуки, часто запоминая слово как образ. А дети с дислексией могут воспринимать слово только, как картинку, поэтому слова не имеющие образа и вызывают у них затруднения в чтении.
Что же такое врожденная грамотность, которая вызывает восхищение у окружающих? Это собственно, хорошая зрительная память, отсутствие таких проблем, как дислексия и большой опыт чтения литературы. Невозможно развить грамотность без запоминания образа слова, а этот опыт приходит в процессе тренировки навыка чтения, как любого другого.

Вот проверьте себя! Когда вы пишете слово, в котором не очень уверены, как вы поступаете?

  • Пишете, как вам кажется, с ошибкой?
  • Заменяете букву, в которой сомневаетесь, если вам не нравится вид слова?
  • Делаете синтаксический разбор, вспоминаете правило, выделяете корень, суффикс, окончание?

Думаю, что ни один из вас не идет по третьему пути. Конечно, существует возможность проверить орфографию про помощи всевозможных компьютерных программ. Я до сих пор использую правило, усвоенное в старших классах: если сомневаюсь, как пишется слово, то заменяю его синонимом или ищу проверочное слово.

Помню хорошо, что когда я только приступила к изучению иврита, была искренне удивлена тому, что в словах этого языка отсутствуют гласные буквы. На мой вопрос как же узнать, какой звук находится между двумя согласными, и как он будет звучать - «Э» или «О», мне отвечали: «Просто запомни». Кстати, в изучении иностранных языков в школе применяется такой же подход. Многие люди пишут грамотно, основываясь на выработанных ассоциациях и доведенных до автоматизма знаниях правил, а собственно, формулировку правила мало кто помнит. Я сама, при написании глаголов «ТСЯ» или «ТЬСЯ», автоматически задаю себе вопросы «Что делает?» или «Что делать?», тем самым выясняя, где ставить мягкий знак, а где нет.

На мой взгляд, современный подход преподавания русского языка в школьной программе имеет один глобальный минус: он не гарантирует развитие речи, а ведь именно хорошо развитая речь имеет важное значение в социальной жизни человека: общение, построение отношений, карьера. Успешность человека напрямую зависит от умения говорить, убеждать, аргументировать.

Когда-то российские ученые-словесники: Ф.И.Буслаев, К.Д.Ушинский, В.П.Шереметевский ставили на первое место не грамматику, а правильно развитую речь, основанную на богатстве русского языка. К сожалению, сегодня мы видим, что преподавание русского языка в школе ограничивается практически грамматикой, канули в лету конкурсные сочинения на 10-12 листах с подробным изложением характеров героев, анализа позиции автора и собственного отношения к произведению. Удручает то, что современные дети говорят на обедненном русском языке, из смеси бытовых фраз, американизмов и сленга. Может это и эволюция, но мне она не импонирует.

А что думаете вы по данному поводу?

Возможно вам будет интересно почитать другие статьи о русском языке, опубликованные на странице центра DARON.

 

Записаться на онлайн консультацию

Менеджер свяжется с вами в ближайшее время

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Статьи

Шпаргалка для учителя, который сталкивае…

1. Он не тупой и не ленивый. Да, такой ребенок действительно многое забывает, он ничего не делает вам назло, он не специально такой подвижный, наглый или высокомерный. 2. Утверждение, что...

Подробнее

Возможность ранней диагностики дислексии

Мне часто задают вопрос: в чем преимущества метода Дейвиса перед другими методами? Как специалисту мне известен ряд преимуществ, но остановиться я хочу на одном из самых важных: РАННЕЙ ДИАГНОСТИКЕ ДИСЛЕКСИИ...

Подробнее

Рассуждения о русском языке как о школьн…

Сфера нашей деятельности очень специфическая: центр DARON занимается коррекцией дислексии, дисграфии и других учебных проблем. Поскольку, согласно определению, дислексия это избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма...

Подробнее
Все статьи