Москва, ул. Олимпийская Деревня, д. 1, корп. 4

Россия:
+7 (495) 104 35 35

Украина:
+38 (050) 829 63 69

Израиль:
+972 (0) 544 892 765

 

X
Записаться на онлайн консультацию

Дислексия и дисграфия

Рональд Дейвис в своем описании метода коррекции дислексии использует понятие «дислексия» как некий базисный термин при описании разных проблем, связанных с обучаемостью. Одним из типичных симптомов дислексии и ее аспектов является дисграфия - нарушение, возникающее при овладении навыками правописания и выражающееся в затрудненном обучении письму и чтению при прочих нормальных параметрах умственного развития.

С точки зрения конвенционального, "старого" подхода к данному нарушению имеются следующие симптомы дисграфии.

  • Ошибки, связанные с нарушением формирования психических функций мозга, аудических проблем, например: способность различать фонемы на слух и при произношении, способность анализировать предложение, разбор по составу слов, способность понимать лексическо-грамматический строй речи. Существуют также ошибки, возникающие при нарушении элементарных функций мозга, но они не ведут к дисграфии.
  • Ошибки при дисграфии сходны с ошибками физиологическими, однако при дисграфии их существенно больше, и они имеют устойчивый, повторяющийся характер, а многочисленнные упражнения и тренировки практически не влияют на улучшение грамотности. Такого рода ошибки могут сопровождать человека всю его жизнь.
  • Ошибки у школьников могут быть и при педагогической запущенности, т.е. неправильном воспитании или преподавании, и при нарушении у ребенка внимания, т.е. при СДВ или СДВГ. Однако, эти ошибки никак не связаны с нарушением формирования высших психических функций, а это, в свою очередь, не влияет на возникновение дисграфии.
  • Дисграфия особенно ярко проявляется на письме с так называемой фонематической стороны. Дети дислектики могут писать «што» вместо «что», «шол» вместо «шёл». Обычные орфографические ошибки наблюдаются у ребенка в рамках возрастной нормы. Ошибки типа «карова» вместо «корова» имеют минорный характер.

Дисграфические ошибки особенно ярко начинают проявляться с началом обучения в школе, для детей  дошкольного возраста они считаются физиологическими.

Для установления наличия дисграфии как независимого нарушения, необходимо проверить и исключить всевозможные неврологические дисфункции, такие как: расстройства слуха, расстройства, связанные с двигательными или речевыми функциями и, конечно же, убедиться в отсутствии зрительных патологий, т.е. как минимум проверить зрение.

Исходя из нашего практического опыта, чаще всего дисграфия и дислексия присутствуют вместе, но иногда они могут наблюдаться и отдельно друг от друга. Дисграфия приводит к проблемам при письме, нарушает фонетический принцип написания, при этом почерк приобретает неровный, "прыгающий" вид (буквы могут иметь разный размер), почерк может быть как очень крупный, так и бисерно-мелкий. При этом, и в том и другом случае, обычно пропадает наклон, появляются многочисленные специфические, так называемые «глупые ошибки», отсутствуют нужные буквы, либо дописываются лишние палочки, искажается графическое написание слова, его грамматическая форма и т.д.). В конечном итоге, все это приводит к тому, что деформируется как смысл, так и звучание и вид слов.

Опираясь на предлагаемую методику коррекции и особенный подход к лечению дислексии, мы пришли к выводу, что все ее проявления являются следствием дезориентации. В качестве доказательства этого вывода можно привести тот факт, что в этом состоянии люди видят не одно изображение слова, а сразу несколько. Оно «наблюдается» человеком с дислексией не только в обычном виде, но и в «зеркальном» отображении, перевернутым и даже в 3D, т.е. как бы плавающим в пространстве - количество вариаций беспредельно.

Научить человека с дислексией и дисграфией соблюдать орфографические правила - дело весьма трудное. Просто «заучить» эти правила нельзя, поскольку практически в любом языке они содержат большое количество исключений. Часто в этом не может помочь даже хорошее формальное знание правописания – дислектик или дисграфик может отлично знать какое-либо правило, но при этом просто не заметить, что оно нарушено в данном конкретном случае. Любой письменный экзамен или диктант становится сущей пыткой, которая приводит к эмоциональным травмам и многочисленным психологическим срывам и комплексам. Вот почему "отлынивание" ребенка от письменных работ должно стать первым сигналом о наличии дислексии или дисграфии.

Записаться на онлайн консультацию

Менеджер свяжется с вами в ближайшее время

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Статьи

Симптомы СДВГ у девочек и коррекция мето…

Термин ДИСЛЕКСИЯ в России и странах бывшего СНГ часто заменяют определениями - «неспособность к обучению» или ММД (минимальная мозговая дисфункция). Очень часто дислексия сопровождается проблемами в удержании или концентрации...

Подробнее

Диспраксия как одна из граней дислексии

Некоторые дислектики страдают от проявлений ДИСПРАКСИИ. На бытовом уровне это выглядит, как хроническая форма неуклюжести. Многие специалисты не ассоциируют дислексию с диспраксией, так как она зачастую не оказывает прямого...

Подробнее

Что же придумал Дейвис или взгляд нейроп…

Профессиональные пути неисповедимы, и, идя одним из них, я некоторое время назад познакомилась с Лорой Закон – специалистом Международной ассоциации Дейвиса, работающем над коррекцией дислексии, дисграфии и других учебных...

Подробнее
Все статьи