Москва, ул. Олимпийская Деревня, д.1, корп.4

РОССИЯ:
+7(985)7696784

УКРАИНА:
+38(097)4055887

ИЗРАИЛЬ:
+972(0)544892765

АЗЕРБАЙДЖАН:
+994(55)7766404

 

 

X
Записаться на онлайн консультацию

СДВ и метод Дэйвиса

Метод Дейвиса и синдром дефицита внимания с гиперактивностью или без нее.

Эта статья призвана пояснить и дать полезные рекомендации родителям, дети которых имеют расстройство самоконтроля, называемое СДВГ – нарушение активности и внимания.

Нарушение активности и внимания (СДВ и СДВГ) диагностируется детям, подросткам и взрослым, которые в различных областях жизни (например, в детском саду и дома, в секции, в школе или другом заведении ) демонстрируют следующее поведение:

Избыточную активность, которая проявляется в непоседливости, суетливости, болтливости, лишних движениях руками и ногами.
Импульсивность, которая может проявляться действиями без обдумывания, без оценки последствий, повторяющимися нарушениями правил, которые человек хорошо знает, раздражительностью.
Дефицит внимания(сосредоточенности), который проявляется в сложностях в том, чтобы удерживать свое внимание на выполняемой задаче, склонности избегать заданий, требующих напряжения, повышенной отвлекаемости, рассеянности и забывчивости в повседневных делах.
Конечно, поведение, перечисленное выше, может в том или ином виде наблюдаться у всех детей и взрослых, однако, у людей с СДВГ оно достигает такой выраженности, что начинает мешать адаптации. Например: ребенок, испытывает сложности с соблюдением школьных правил, совершает регулярные ошибки в выполнении заданий, которые снижают его оценки, совершает поступки, которые приводят его к неприятностям. Вместе с этим часто взрослые, окружающие людей с СДВГ отмечают, что человек как - будто не учится на собственных ошибках, а раз за разом совершает действия, за которые уже был наказан.
Кроме того, если в жизни вашего ребенка есть признаки дезадаптации, то есть проявления того, что мешает ему и окружающим его людям жить, в частности есть серьезные проблемы послушания, есть сложности в общении с вами, особенно, когда ему требуется выполнять домашние задания и задачи.
Во-первых, в такой ситуации необходимо обратиться к специалисту, и в случае подтверждения диагноза СДВ и СДВГ, заняться его коррекцией.
Метод коррекции Дейвиса базируется на нестандартном подходе к данной проблеме. Результаты коррекции СДВ и СДВГ методом Рональда Д.Дейвиса, оказываются устойчивыми, и по окончании программы ребенок не возвращается к первоначальным поведенческим реакциям, как это происходит при отмене медикаментозной терапии, если лечение не сопровождается ментальными методиками.

Что наличие СДВ и СДВГ означает для ребенка? Как оно влияет на его поведение?

В основе СДВ и СДВГ лежит нарушение способности к самоконтролю, можно сказать, что СДВГ и есть расстройство самоконтроля, иногда его называют «неврологическим расстройством воли». Очень важно, что поведение ребенка с СДВГ далеко не всегда является спланированным и намеренным, ребенок с СДВГ часто больше всего теряет в своей жизни из-за совершаемых им поступков. Причина СДВГ в нарушении работы префронатльной коры головного мозга, отвечающей за самоконтроль.
Есть несколько задач, которые в норме выполняют эти области головного мозга:

Умение сдерживать (ингибировать) свое поведение. Эта способность лежит в основе самоконтроля и заметно нарушена при большинстве форм нарушений активности и внимания. У детей с СДВГ это проявляется сниженной способностью противостоять чему-то, что их отвлекает от работы, сниженной способностью останавливаться и думать о последствиях собственных поступков, что приводит к импульсивным действиям, а также сниженной способностью останавливать тогда, когда ребенок делает что-то приятное для себя.
Умение контролировать и следить за временем. У людей с СДВГ существует особенное восприятие времени, которое можно назвать «близорукостью» к будущему – люди с СДВГ живут текущим моментом, не заглядывая в будущее и не учитывая возможных отсроченных последствий собственного поведения. Это проявляется и в работе мотивационной системы людей с СДВГ – для них часто немедленные награды гораздо больше интересны, и гораздо больше мотивируют, чем любые отсроченные, что приводит к тому, что сложное задание, удовольствие, от выполнения которого будет лишь через какое-то время (например, домашнее задание) человеку с СДВГ заставить себя делать очень сложно, а что-то простое и немедленно приносящее удовольствие (например, игра в приставку, конструктор Лего и т.д.) поглощает внимание человека с СДВГ на долгое время. Цитирую: " Зато если дело интересное - это сразу лучший в мире специалист по этому делу, жаль что область его интересов очень далека от школы, которая висит тяжким бременем и отравляет всем нам жизнь... "
Вербальная рабочая память. Эта способность заключается в умении контролировать свое поведение при помощи «слов в голове», умении командовать и напоминать самому себе о том, что нужно и как нужно делать. Дефицит этой способности при СДВГ проявляется тем, что ребенок может не возвращаться к брошенным делам, забывать самостоятельно напомнить себе о том, что нужно делать, забывать напоминать себе о правилах, которые он уже до этого много раз слышал (то есть знать правило в приницпе, но не использовать его в реальной жизни).
Эти способности являются умениями нервной системы человека, такими же, как слух, острота зрения, тактильная чувствительность и прочее. Как зрение нарушается при близорукости, как слух нарушается при тугоухости, так и способность к самоконтролю нарушается при СДВГ.

Это биологическое расстройство и винить ребенка за это поведение, считать его плохим, утверждать, что он «просто недостаточно старается» или просто «плохо воспитанный» точно также «эффективно», как все это говорить близорукому ребенку в тех ситуациях, когда он не может прочитать текст.

Одна из самых больших проблем, которые могут быть у человека с СДВГ – это то, что другие, окружающие его не понимают, что это такое, винят его в том, что он делает те или иные вещи нарочно, намерено, специально, чтобы злить. Понятно, что отношения в таких ситуациях сильно нарушаются, если не рушатся. В действительности такой ребенок сильно нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых, это понимание и поддержка помогут ему вести полноценную жизнь.
Очень важно понять и принять, что он не выбирал эти характеристики, он не хочет и не желает проблемных отношений с родителями и другими окружающими его взрослыми, он хочет быть любимым и ценимым так же, как любой человек в его возрасте. Однако сейчас он так устроен, что приводить в жизнь эти желания, исполнять, поставленные перед самим собой задачи, сложнее именно из-за наличия СДВГ.
Явление, которое удивляет (злит и расстраивает) многих родителей детей с СДВГ и которое очень характеризует людей с СДВГ – это разрыв между тем, что они знают про то, как надо себя вести и тем как они реально себя ведут. На словах ребенок с СДВГ может очень хорошо все рассказать («надо сидеть спокойно», «надо говорить, когда тебя спрашивают», «нужно делать домашнее задание», «нельзя кричать», «нельзя драться» и так далее), однако, попав в какую-то ситуацию, ведут себя совершенно иначе, нарушая правила которые знают.

Это и есть суть СДВГ: СДВГ это не расстройство знания о том, как надо себя вести, это расстройство умения выполнять это знание, исполнять задачи, в которые ты сам или другие тебя ставят.
Что же со всем этим делать?

Активный способ помочь родителям таких детей - это ознакомить их с ментальными методами коррекции, например такими, как в методе Дейвиса.
В рамках нашего курса коррекции синдрома дефицита внимания, ребенок осваивает такие понятия, как время, результат, последовательность, порядок, последствие и др..

Понимание этих понятий очень важно для такого ребенка, в силу того, что они не приобретают эти умения естественным образом, в ходе их физического, умственного и ментального развития. То, что обычному ребенку понятно с интуитивной точки зрения, не является понятным и естественным для ребенка с СДВ и СДВГ. После процесса "овладение понятиями", ребенок научится внедрять их в повседневную жизнь. Без прохождения нашего курса, эти понятия являются чем – то абстрактным, мешающим упорядочить жизнь.
После прохождения курса коррекции СДВ, мы сможем объяснить родителям такого ребенка, что такое подходящая среда, то есть, как планировать наперед, как нужно будет вести себя в разных ситуациях, поможем составить план того, как вы будете решать проблемы с вашим ребенком, или того, как будете его наказывать или поощрять, как будете организовывать его жизнь и так далее. Что такое это планирование?

Планирование для решения проблем наперед в тех ситуациях, где они могут возникать. Например, в общественных местах, особенно там, где нужно ждать (в поликлиниках, в очередях магазины, в транспорте и т.п.).
Использование других методов управления и контроля поведения для ребенка. Замечательно, если правила использования и цели использования этих методов понятны и согласованы со всем взрослыми вокруг ребенка. В такой ситуации ребенок будет гораздо лучше себя вести.

Идея планирования – одна из самых важных. Часто с людьми с СДВГ легче избежать проблемы, нежели начать ее внезапно решать, когда ситуация вышла из-под контроля. Конечно, далеко не всегда все получится запланировать или все пойдет по плану, к этому нужно быть готовым.
Однако главная проблема (и об этом мы будем писать неоднократно) в том, что СДВГ нарушает способность исполнять, выполнять приводить в жизнь те вещи, которые ребенок сам знает, что являются правильными и нужным. СДВГ создает дефициты в умении выполнять и приводить в жизнь идеи и ценности человека, то есть ребенок знает, что ему надо делать (делать уроки, слушаться маму, не вертеться на уроке), но не знает как именно это делать. Сейчас и еще какое-то время нужно будет создавать ситуации таким образом, чтобы эти дефициты компенсировать. Вашему ребенку сложно организовываться, мы специалисты, владеющие методом Дейвиса, поможем организовывать его извне!

Метод Дейвиса поможет вам лучше понять ребенка с СДВГ и объясним, как правильно предъявлять ему инструкции.

Быть может, вы еще не знаете, но вашему ребенку следует давать короткие инструкции и непосредственно перед тем, как ему нужно их выполнять. Необходимо помнить, что момент инструктирования следует выключать телевизор, если он его смотрит, подходить близко, брать за руку, добиваться внимания и только тогда говорить. Большие инструкции следует делить на маленькие, например, не говорить убраться в комнате, а говорить «убери игрушки с пола и положи их в коробку для игрушек», «накрой кровать покрывалом» и так далее. Мы научим вас использовать и правильно составлять списки дел (писать или рисовать), составлять для ребенка конкретную последовательность того, что нужно делать с точным описанием действий и разбивать их на пункты. Подробнее про то, какие инструкции лучше использовать мы даем по ходу нашего курса. Но общая идея – это  ясные, четкие и короткие инструкции.

Мы научим создавать ситуации, когда выполнение ребенком инструкций будет ситуацией взаимной победы, взаимного удовольствия. Люди с СДВГ нуждаются в дополнительной мотивации на выполнение тех задач, которые другие люди делают под воздействием внутренней мотивации. Они могут отказываться или терять интерес в тех ситуациях, когда деятельность скучная, однообразная или уже привычная. Что значит ситуация взаимной победы? Это такая ситуация, в которой взрослый что-то получил, потому что ребенок его послушался и сделал то, что хочет взрослых, и ребенок что-то получил потому, что, во-первых, послушался, во-вторых, получил для себя награду. Мы рекомендуем и инструктируем, как ввести систему поощрений и очков.
Вообще системы поощрения – отличнейший инструмент управления человеком с СДВГ. Они понятные, эффективные, детям и взрослым и они, как правило, нравятся детям. Есть несколько очень важных особенностей того, как эти системы нужно выстраивать у человека с СДВГ, она должна иметь следующие особенности:
• Не надо использовать систему поощрения для штрафов! Ребенка нужно «влюбить» в эту систему, «поженить» его с системой, потом уже можно будет вносить какие-то изменения, но вначале это только система поощрения.
• Научиться ставить маленькие задачи, чтобы можно было часто награждать. Научиться понимать, что совершенно необязательно награждать чем-то большим, лучше маленьким, но часто. Такая интерактивность, быстрота наград очень важная для детей с СДВГ.
• Часто менять список поощрений и убирать то, что ребенок не выбирает, придумывать новое. Дети с СДВГ часто пресыщаются новым, теряют к этому интерес – нужно поддерживать интерес сменой поощрений.
• Что действительно важно – это использовать системы поощрений часто! Чем больше и чаще вы награждаете ребенка, тем лучше его поведение, ведь награды он будет зарабатывать хорошим поведением, пускай даже это будут какие-то очень мелкие награды. Необходимо награждать его и за те вещи, которые вам просто понравились, а не те которые он сделал по вашей просьбе.
Ну и наконец, метод Дейвиса рекомендует использование таймеров, это особенно важно для ребенка с СДВ и СДВГ.
Соединяйте использование таймера, хороших инструкций и поощрений.

Еще раз хочется подчеркнуть, в чем основная идея таких ментальных методик, как программа Дейвиса.

СДВГ нарушает способность человека к самоконтролю, способность управлять самим собой. Человек может знать, что ему нужно делать, но может не знать, как это делать, как претворять это знание в жизнь и из-за этого не справляться с этими заданиями, не выполнять их. Это происходит из-за того, что у человека снижены внутренние способности, отвечающие за самоконтроль, те самые исполнительные функции. Метод Дейвиса вводит в обиход ребенка с СДВ и СДВГ недостающие концепции планирования и поощрения – это внешние подпорки, это внешняя компенсация внутренних нарушений. Точно так же, как человек компенсирует свою хромоту палочкой, так и ребенок с СДВГ компенсирует свои дефициты за счет этих внешних подпорок. Это способ извне компенсировать внутренние дефициты! Сделают ли они вашего ребенка другим? Конечно, нет! Но они помогут ему эффективно справляться с теми задачами, которые ему сейчас сложны.

Добавлено: 2015-07-06 04:43:40

Назад к списку новостей

Записаться на онлайн консультацию

Менеджер свяжется с вами в ближайшее время

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Статьи

Шпаргалка для учителя, который сталкивае…

1. Он не тупой и не ленивый. Да, такой ребенок действительно многое забывает, он ничего не делает вам назло, он не специально такой подвижный, наглый или высокомерный. 2. Утверждение, что...

Подробнее

Возможность ранней диагностики дислексии

Мне часто задают вопрос: в чем преимущества метода Дейвиса перед другими методами? Как специалисту мне известен ряд преимуществ, но остановиться я хочу на одном из самых важных: РАННЕЙ ДИАГНОСТИКЕ ДИСЛЕКСИИ...

Подробнее

Рассуждения о русском языке как о школьн…

Сфера нашей деятельности очень специфическая: центр DARON занимается коррекцией дислексии, дисграфии и других учебных проблем. Поскольку, согласно определению, дислексия это избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма...

Подробнее
Все статьи