РОССИЯ:
+7 985-769-6784

УКРАИНА:
+380 97-412-3395

ИЗРАИЛЬ:
+972 54-991-7180

АЗЕРБАЙДЖАН:
+994 55-777-2424

 

 

X
Записаться на онлайн консультацию

ЖИЗНЬ С ДИСЛЕКСИЕЙ – ЭТО ИСПЫТАНИЕ

Проблема этой неврологической особенности состоит в трудности распознавания знаковых систем и понимания текста вне зависимости от языка. Специалисты так и не пришли к однозначному выводу о том, что именно влияет на это нарушение. Утверждают, что это может быть связано с генетической наследственностью, с измененной работой передних долей мозга и его строением и даже с расположением в глазах светочувствительных клеток. Одно лишь признается всеми учеными – дислексия, а также дисграфия, дискалькулия, СДВГ и прочие подобные нарушения – никоим образом не является следствием нарушения интеллекта.

«Через мои руки» прошли многие дети и взрослые из тех, кому диагностировали дислексию. И я постараюсь скомпилировать все то, что они мне рассказывали о своих ощущениях, трудностях в обучении и работе над ошибками.

Основное, на что указывали многие из них – это прыгающие буквы (или цифры, ноты и т.п.), разные полосочки и палочки, которые меняются местами, налезают друг на друга, пересекаются. Все это мельтешит перед глазами, и вычленить из этого хаоса какое-либо слово совершенно невозможно. А если слово большое, то и понять, где в нем гласные и согласные, и пересчитать их не удается. Чаще всего дислексики «думают» не значками-буквами, а картинками. Книгу они представляют себе в виде фильма. Идет речь, например, о мальчике, а в голове дислексика сразу возникают ассоциации – «человек», «двигается», «разговаривает». С помощью этих ассоциаций они с трудом по складам двигаются по тексту. Но стоит в тексте появиться другой части речи, например, предлогу – они тут же запинаются. У «для», «чтобы», «как» и других нет образа. И все – дислексик сбит с толку.

Страшный сон дислексика – диктант и последующая работа над ошибками, над которой приходится просиживать часы. Ведь даже те из учеников, которые выучивали правила, применить их, были не в состоянии – они просто ошибок не замечали. Сочинения даются таким детям несколько легче. И хотя ошибок у них всегда «воз и маленькая тележка», но за содержание можно было получить хорошую оценку.

Еще одной проблемой для дислексика является, привычное нам, двухмерное пространство. А посему карты, графики и т.п. для них часто «не читаемы».

Порядок цифр – тоже нередко огромная трудность. Вместо квартиры 154, они могут попасть в 145-ю, сесть в автобус 581 вместо 518. А если очень устают, то и речь их может выглядеть не совсем связной.

В прошлом (а в некоторых странах и поныне), о дислексии не имели никакого представления. Ленивый и тупой – основные ярлыки, навешивавшиеся на таких детей. Некоторые, с особо тяжелой формой дислексии, вообще не могут осилить чтение, другие читают очень медленно и отстают от всего класса, кто-то не может писать, а кто-то пишет «как курица лапой» или с чудовищными ошибками, повторяющимися из раза в раз.

К сожалению, часто таких детей обижают в классе, и учителя унижают, не ведая того, что рушат всякую мотивацию ребенка к учебе из-за собственной недостаточной образованности и узкого кругозора.

Дети-дислексики и дискалькулики испытывают сложности с арифметикой по все той же причине – невозможности прочитать цифры и неспособности сосредоточится на смысле задачи. А вот физика и геометрия некоторым из них даётся достаточно легко, если только они не затрудняются в представлении соотношений и фигур.

В целом, мне представляется, что люди с дислексией вполне могут «покорить мир». Особенно, если в детстве им повезло родиться у внимательных родителей и учиться у всесторонне образованных учителей. Эти взрослые сразу понимают, что ребенку нужна помощь, и приходят ко мне или моим коллегам.

Дислексики по причине своей творческой одаренности могут стать лучшими, в подходящей им, профессии. Их творческое восприятие выходит за рамки стандартных концепций. Это наш мир с застывшей системой образования через чтение затрудняет их обучение. Но рисование, лепка, артистические способности, пение, музыка – их конек. Из таких людей выходят великолепные мотиваторы, презентеры и лекторы, они становятся знаменитыми скульпторами и архитекторами, известными визажистами и модельерами.

Если с детьми-дислексиками заниматься с раннего возраста, позволить им пройти корректирующие программы, то помимо овладения техниками и инструментарием, помогающим им в их проблеме, они также приобретут полезную привычку читать и писать с особой внимательностью, перепроверяя себя и концентрируясь на каждом значке. Они оттачивают свое мастерство в чтени и привыкают к тому, что иногда необходимо возвратиться к прочитанному несколько раз. Они знают, что подписывать важные документы нельзя до тех пор, пока досконально не будет понято содержание. Они перестают стыдиться своей дислексии и делают все необходимое для того, чтобы преуспеть. Невежество окружающих перестает быть их проблемой. Они с готовностью говорят и объясняют другим, в чем заключаются подобные нарушения. Они осознают свою уникальность и заставляют ее работать себе на пользу.

С уважением,
Лора Закон
Руководитель Международного центра DARON
Методист Международной Ассоциации Дейвиса