РОССИЯ:
+7 985-769-6784

УКРАИНА:
+380 97-412-3395

ИЗРАИЛЬ:
+972 54-991-7180

АЗЕРБАЙДЖАН:
+994 55-777-2424

 

 

X
Записаться на онлайн консультацию

ЖИТЬ С ДИСКАЛЬКУЛИЕЙ СОВСЕМ НЕПРОСТО

Я периодически напоминаю в своих статьях и выступлениях на различных форумах о том, что среди учебных затруднений нередко встречаются проблемы с освоением математики и других точных наук, или такое явление, как ДИСКАЛЬКУЛИЯ.

Недавно, очередной раз общаясь с одной из моих подопечных, я услышала от нее ряд деталей, которые порой скрыты от взгляда обывателя, но она так ярко описала проблемы, с которыми ей, человеку с дискалькулией, приходилось сражаться в жизни, что я решила предоставить их вашему вниманию.

С детства ей приходилось бороться с любыми школьными предметами, где участвовали цифры, и, в первую очередь, конечно, с математикой. К счастью, ее родители были любящими и внимательными к своему ребенку. Они обратили внимание на то, что их умненькая девочка «тормозит» именно в этой области, вовсе не являясь совершенным гуманитарием. Она долго пользовались услугами репетиторов, пока кто-то из друзей не посоветовал родителям обратиться за помощью в центр DARON. У девушки была легкая форма дислексии, с которой она вполне успешно справлялась, но ей абсолютно не давались математика и физика. По ходу диагностики стало понятно, что это дискалькулия, которая является специфическим нарушением обучения счету и цифрам, и которая влияет на ее учебные успехи существенно больше, чем дислексия.

Учеба никогда не давалась ей легко, но время шло, и она обнаружила, что дискалькулия влияет не только на математику и учебу в целом, но и на всю ее жизнь. Поначалу это было ужасное ощущение, и ей очень трудно было принять этот факт. Но, с течением времени, она познакомилась с инструментами метода Дейвиса и даже придумала для себя стратегии и собственные инструменты, которые существенно облегчили ее жизнь.

Любые покупки вызывали у нее нервное напряжение. А она, как и многие другие барышни в ее возрасте, очень любит шопинг. Но когда она заглядывает в кошелек, чтобы оплатить покупку, то замирает при виде купюр и монет разного достоинства. Попытки подсчитать в уме требуемую для оплаты сумму и сопоставить ее с тем, сколько денег у нее есть в наличии, нередко вводят ее в состояние стресса. Если же за ней в очереди стоят еще и нетерпеливые покупатели, то ее охватывает реальная тревога и даже паника.

Она, конечно же, понимает, что сегодня почти везде можно воспользоваться банковскими карточками, которые делают работу за всех нас, но если за ней в кассе никого нет, она все же пытается оплатить покупки наличными. Дело в том, что и следить за своим текущим счетом для нее также проблема. А еще она до сих пор учится считать суммы оплат и сдачу, чтобы просто потренироваться.

Она также поведала о том, как ей сложно сосчитать стоимость товара, если на него указана скидка в процентах. Например, если указано, что на данный товар есть скидка в 25 или 30 процентов, она не в состоянии вычислить ни величину скидки, ни стоимость покупки. К счастью, в подобных ситуациях ей помогают современные технологии, и она использует калькулятор на смартфоне.

Большую проблему в ее жизни представляет планирование. Из-за дискалькулии она часто затрудняется в определении времени. Для нее до сих пор назначение встречи на какой-то определенный час может быть настоящей проблемой. Чтобы правильно все спланировать, она обязательно должна иметь под рукой расписание уроков в колледже, график работы и т.п., потому что без этих ориентиров она совершенно теряется.

Известно, что одним из симптомов и аспектов дискалькулии является затруднение в правильной оценке времени, необходимого, например, чтобы добраться до места назначения. В случае с моей подопечной, это тоже постоянная проблема. Каждое утро, отправляясь на общественном транспорте из дома в учебное заведение, ей трудно оценить, сколько времени для этого потребуется, особенно, если есть пробки. И она никак не может это верно продумать.


Поскольку у нее постоянный страх, что она опоздает на занятия, чтобы не навлекать на себя излишнюю нервозность, она встает на три часа раньше необходимого времени и слишком рано выходит из дома. В результате – приезжает раньше всех, когда аудитории еще закрыты, и ей подолгу приходится ждать под дверью. И, хотя она считает, что так лучше, чем опаздывать, сей факт сильно выматывает её.

Дискалькулия, в случае с моей подопечной, влияет еще и на ориентировку в пространстве, в частности, на ощущение направления. Понятия север-юг, запад-восток – не для неё. Карты сбивают её с толку. Она часто теряет дорогу и не может сориентироваться, когда ей сообщают, что для того, чтобы попасть в нужное место, ей надо направиться на юг страны, или северо-восток города. И опять-таки, к счастью, сегодня в каждом смартфоне есть навигатор. Технологии и здесь ей помогают и значительно упрощают жизнь во время путешествий.

Еще один пример, каким удивительным образом дискалькулия способна влиять на ориентацию в пространстве. В разговоре со мной девушка сказала с присущим ей чувством юмора, что я даже не представляю, сколько раз за день она ударяется о различные предметы, это невозможно сосчитать. Просто ей часто сложно оценить, насколько далеко от нее находится шкаф, угол столешницы или насколько широк проем двери. К сожалению, для этого нет технологического решения. Ей просто необходимо быть предельно острожной, медленнее двигаться, наклоняться и подниматься так, чтобы не ударяться головой или плечом об окружающие предметы.

Ей уже 24 года, она неоднократно пыталась сдать на водительские права, но из-за проблем с пространственной оценкой ей было очень сложно учиться водить машину, и из-за ошибок на тестах водительские права она так еще и не получила. Но она мечтает об этом и надеется, что когда-нибудь все же научится водить. Она признается, что даже когда находится в машине не одна, ей всегда страшно, когда поблизости от неё находится какая-нибудь другая машина. Она понимает, что ей потребуется очень много практиковаться, а значит, постоянно сталкиваться и бороться с собственными страхами. Но и на это она старается смотреть просто, как на еще одну проблему, которую придется преодолеть, когда она почувствует себя готовой. А возможно, что к тому времени уже станут реальностью беспилотные автомобили.

Я неоднократно писала о том, что многие люди борются с математической фобией, но для тех, кто сражается с дискалькулией, уроки и тесты представляют собой непреодолимое препятствие, которое влияет на академическую успеваемость и снижает самооценку. У людей с дискалькулией отсутствует способность мозга обрабатывать информацию, связанную с числами и математическими символами. У них могут быть проблемы с математическими операциями, запоминанием таблицы умножения, формул и пониманием математических концепций.

В заключение хочу напомнить некоторые стратегии, которые помогут добиться успеха тем, кто страдает от дискалькулии:

• Определяйте, описывайте и обсуждайте проблему.
Для дискалькулика математические понятия – просто абстракция, а числа – просто отметки на странице. Когда вы определяете проблему и записываете ее в виде текста, это может помочь увидеть взаимосвязь между элементами. Даже словесное переформулирование проблем может помочь в систематизации информации и поиске решений.

• Рисуйте проблему.
Рисование проблемы может помочь тем, у кого превалирует визуальное восприятие. Изображение с помощью «прорисовывания», отразит понимание проблемы и поможет найти способ ее решения.

• Структурируйте задачи.
Люди, страдающие дискалькулией, могут легко оказаться сбитыми с толку сложной задачей или концепцией, особенно, если они не сохранили предшествующие знания предмета. Разделение задачи на составные части и работа над ними в порядке очередности может помочь сосредоточиться, обнаружить связи и избежать перегрузки.

• Используйте реальные объекты и подсказки.
Связывание математики с практическими аспектами повседневной жизни может помочь людям, страдающим дискалькулией, разобраться в концепции и увидеть взаимосвязь между цифрами и математическими символами. Такие реквизиты, как мерные чашки, линейки и предметы, поддающиеся счету, которыми можно манипулировать, могут сделать математические концепции менее абстрактными.

• Чаще возвращайтесь к пройденному.
Из-за того, что людям, страдающим дискалькулией, сложно запоминать математическую информацию, им трудно овладевать новыми навыками, основанными на предыдущих занятиях. Короткие ежедневные возвраты к пройденному помогают поддерживать актуальность информации и облегчают применение ее к новой задаче. Создание письменных или прорисованных материалов, таких, как карточки или диаграммы, может помочь при быстром обзоре информации.

Как и другие нарушения обучаемости, дискалькулия влияет на успеваемость в учебных заведениях и за их пределами. Учебные стратегии, которые воплощают в жизнь абстрактный мир математики с помощью визуальных и вербальных подсказок, могут помочь людям, страдающим дискалькулией, преодолеть возникающие на их пути проблемы с математикой.

Если вы – родители детей с проявлениями дискалькулии, не отмахивайтесь от этой проблемы и не говорите, что можно прожить без таблицы умножения, и что не всем дано быть математиками. Речь совсем не об этом. Говоря о дискалькулии, мы имеем в виду целую цепочку препятствий, с которыми сталкиваются такие люди не только в школе, но и уже во взрослом возрасте.

С уважением.
Лора Закон.
Руководитель Международного центра DARON
Методист Международной Ассоциации Дейвиса