РОССИЯ:
+7 985-769-6784

УКРАИНА:
+380 97-412-3395

ИЗРАИЛЬ:
+972 54-991-7180

АЗЕРБАЙДЖАН:
+994 55-777-2424

 

 

X
Записаться на онлайн консультацию

Первый раз в первый класс или что нужно знать до школы

Почему вопрос о том, что должен уметь ребёнок перед поступлением в школу, заботит практически всех родителей будущих первоклассников? Общаясь с большим количеством коллег и родителей, понимаю, что данное беспокойство обосновано.

Иногда родителям кажется, что если ребенок к 6-7-ми годам освоил механическое чтение, может писать или считать, то в школе ему гарантирован успех. Однако практика показывает, что даже читающий и считающий ребенок, приступив к учебе, может отставать от сверстников и не показывать учебных успехов. Спросите почему?

Дело в том, что не менее важным для процесса школьного обучения, являются наличие у ребенка таких познавательных процессов, как внимание, оперативная память, мышление, логика, воображение и тонкая моторика.

Известно, что во многих крупных городах России, для того чтобы попасть в желаемую школу, особенно, если она находится не по месту жительства, родители вместе с детьми должны пройти «огонь и воду и медные трубы». Минимум с чем сталкивается 6-7-летний малыш - это тесты и собеседования со школьным психологом. Итоги такого собеседования могут повлиять даже на поступление в школу согласно прописке, если в ней распределяют детей по подготовленности, способностям и т.п. Не секрет, что каждый учитель, набирающий первоклашек, старается взять в свой класс сильных детей c мотивацией. Ведь дети с мотивацией, это заведомо легка и интересная работа.
Формальные критерии отбора во всех школах примерно одинаковы, но чем школа сильнее, популярнее, престижнее, требования к навыкам, которыми обладают будущие первоклашки, шире, разнообразнее, жестче .

Представляю вашему вниманию неполный перечень подобных требований:

  • Хорошо развитая память.

Ребенок должен знать свои личные данные: имя, фамилия, дата рождения, адрес, имена и желательно профессии родителей. А также уметь отвечать на вопросы: в какой стране он живет, в каком городе, знать столицу своей страны, уметь перечислять в в каких странах и городах он был. Кроме того, могут проводиться специальные тесты на проверку памяти.

  • Знания об окружающем мире.

Ребенок к 7-ми годам, если у него нет особенностей восприятия, мешающих овладению базовыми учебными понятиями, таких как: дислексия, дисграфия, дискалькулия, СДВ и СДВГ (син-дром дефицита внимания с гиперактивностью или без), в состоянии ориентироваться в следующем: времена года, календарь (месяцы, дни недели, части суток – утро, день, вечер, ночь). Знать разницу между домашними и дикими животными, как называются детеныши разных животных. Например, в тесте на вербальное мышление включены такие вопросы:

  1. Кто больше? (например, слон или лошадь)
  2. Как называют детеныша коровы, кошки, собаки, курицы, лошади и проч.
  3. Лошадь похожа на собаку или курицу? Чем? Почему?
  4. Ночь – это что? А день?
  5. Какие фрукты ты знаешь, приведи пример?
  6. Какие овощи ты знаешь, приведи пример?
  • Навык обобщения и логическое мышление.

Здесь понимается умение группировать предметы, понятия по присущему им общему признаку, например, понятие «транспорт»(виды транспорта – наземный, воздушный, морской), «виды спорта», «инструменты», отличать «живое» - «неживое», «женский род» - «мужской род», а также понимание причинно-следственных связей (почему за этим действием следует другое) и т.п.
Достаточно непростой навык. Причем вопросы бывают довольно каверзными, от которых сами родители испытывают замешательство.

В том же тесте есть, например, такие вопросы:

  1. Почему вдоль железнодорожных путей опускаются шлагбаумы, препятствующие проезду?
  2. Для чего в автомобиле тормоз? (Ответ: чтобы водитель мог остановиться перед препятствием, избежать столкновения и т.п.).
  3. Что отличает старость от молодости? (неообходимо назвать несколько признаков: старый человек чаще болеет, медленнее передвигается, имеет седину, хуже видит и слышит и т.п.).
  • Речь и знания фонетики.

Хорошо развитая речь у ребенка определенно свидетельствует о его потенциале, однако важным качеством является также умение семилетнего ребенка отвечать на вопросы, задавать вопросы, пересказать небольшой текст (о чем, кто герои, что делали и т.д.), рассказать, что нарисовано на картинке, придумать историю по картинке. В анализе фонетических навыков просят найти слово с каким-либо звуком, оценивается умение разбивать слово на слоги.

  • Базовые математические знания.

Знать счет до 100, обратный счет, решить простые примеры на сложение вычитание (в пределах 10-ти), понимать соотношение реального количества предметов цифре, различать геометрические фигуры. Знать часы, уметь показать на часах время, знать понятия «больше-меньше», «перед-за», «направо-налево».

  • Навыки чтения и письма.

Эти навыки не являются обязательными при поступлении в школу, но на собеседовании об этом спросят, и если ваш ребенок знает алфавит, интересуется складыванием букв в слова, то, конечно, этим нужно заниматься, но только в игровой форме. Главной задачей родителей перед школой развить интерес к чтению, чтобы ребенок был мотивирован научиться самостоятельно читать. Читайте вместе, читайте по очереди, читайте всей семьей, читайте каждый день. Нет такого ребенка, которому неинтересно чтение, нужно только найти книгу, которая его привлечет. Категорический же отказ от чтения должен стать для родителей первым звонком и поводом для проверки ребенка на наличие у него каких-либо проблем с обучением и, в частности, дислексии.

Часто родители спрашивают о необходимости пройти подготовку в школе. На мой взгляд, этим нужно заниматься с большой осторожностью, чтобы не превратить полезное время в источник разочарования и отрицательного опыта.

Во-первых, необходимо найти очень доброго и тонко чувствующего педагога, который подойдет к этому процессу с творческой стронны и постарается, чтобы будущий первоклашка смог без стресса органично войти в школьный темп.

Во-вторых, неплохо, если и сами родители частично включатся в этот процесс и тоже будут заниматься подготовкой ребенка к школе. Опыт европейских стран и Израиля, где дети идут в школу с 6-ти лет, свидетельствует о том, что игровая форма обучения первого года пребывания в школе, дает лучшую и более легкую адаптацию детей к учебному процессу.

И, конечно же, хочу напомнить еще раз, родителям важно понимать, что главной задачей подготовительного процесса к учебе в школе является не изучение букв и цифр, а умение ребенка ориентироваться в окружающей среде, задавать вопросы, отвечать на вопросы, общаться, не бояться попросить о помощи, тогда школьная пора станет увлекательным путешествием в новые миры: знаний, фантазии, науки. Ведь школьные годы определяют всю последующую жизнь человека, его профессию, умение строить отношения, определять свои цели, приоритеты и пути их достижения.

Успехов вам, дорогие родители в этом непростом процессе!

С уважением, Лора Закон,
Директор Международного центра DARON
Методист Международной Ассоциации Дейвиса.